У Юнга есть слова, что невозможно помочь пациенту, не спустившись на уровень его страданий и боли. Те, кто сегодня в Украине оказывают психотерапевтическую помощь (психологи, психотерапевты, психиатры), наряду со всеми чувствуют страх, боль, беспомощность, отчаяние, неверие, несправедливость, гнев, ненависть, веру, надежду, любовь… Помогающие и нуждающиеся в помощи оказались в равных условиях, и выходить из этих условий будем вместе.
Изучение прошлых войн подтвердило важный факт о самых эффективных мотивациях к преодолению страха и отчаяния — солидарности, общности мыслей и чувств, поддержке друг друга, реалистичном оптимизме. Мы все проживаем травму войны и находимся в ее эпицентре. Каждый из нас справляется по-разному: кто-то все еще не может отойти от шока и нуждается в помощи более других, кто-то, отреагировав бурными эмоциями и агрессией, уже почувствовал в себе способность к восстановлению.
Что нужно знать при травме войны.
– психическая травма не менее, а иногда и более мучительна, чем физическая
– травма войны — одна из самых тяжелых (даже в сравнении со стихийными бедствиями)
– травмирует всех, но по-разному.
Три типа реагирования организма и психики на травму:
1. Сразу наступает нервное истощение, характеризующееся страхом, безнадежностью, отсутствием физических и психических сил, падением самооценки, недоверием к себе и другим.
2. Сразу проявляется истерическая реакция с гневом, криком, двигательной активностью, жаждой деятельности без определенной цели.
3. Отсроченная реакция, ощущение отсутствия или притупления чувств и эмоций.
Все три реакции являются адекватными при травме войны и зависят от индивидуальных особенностей человека.
Вследствие травмы войны у переживших может развиться посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Что нужно знать?